Барельефы барельеф контррельеф горельеф рельеф Полезная информация о лепнине Рельеф (франц. relief) - скульптурное изображение на плоскости. По отношению к плоскости фона различают углубленный (вырезанный на плоскости) и выпуклый рельеф. Барельеф (франц. bas-relief) - низкий рельеф, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона не более чем на половину своего объема. Горельеф (франц. haut-relief) - высокий рельеф, в котором изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину своего объема. Контррельеф (от лат. contra — против и «рельеф») — вид углублённого рельефа, представляющий собой «негатив» барельефа. Рельеф en creux (франц. во впадине) - рельеф с углублённым контуром, но сохранённым фоном. Рельеф древнеегипетский Характерная область изобразительного искусства, не терявшая актуальностис начала династического периода и до конца эпохи эллинизма в Египте. Рельефные изображения встречались с древнейших времён на бытовых и культовых предметах. погребальных стелах, но особенно часто - на стенах храмов и гробниц. При различиях в сюжетах изобразительный принцип остаётся единым и основывается на требованиях древнеегипетского канона. Рельеф, украшая поверхность, не должен был разрушать его фактуру, в связи с чем высота древнеегипетского рельефа очень невелика, иногда меньше одного миллиметра. Перспектива и пространственные планы отсутствуют, ракурсы в изображении фигурне используются. Групповые сцены всегда развёртываются в одну линию по типу фриза; таких поясов-фризов обычно бывает несколько. Плоский силуэт рисунка подчёркнут обобщённым контуром, близким к геометризованному. Роспись по барельефу покрывает ровным слоем его участки, при этом традиция использования чистых контрастных цветов на долгие века остаётся незыблемой. Основной замысел рельефных композиций той или иной гробницы принадлежал начальнику работ; остальные мастера выполняли отдельные рельефы или переносили на стены уже готовые эпизоды, основываясь на эскизах меньшего масштаба. На подготовленную стену наносились прорисовки будущей композиции, после чего мастера вырезали контуры и расписывали рельеф кистями, сделанными из травы. В искусстве Древнего Египта применялось два типа рельефа - барельеф, на котором фон вокруг фигур удалялся, и рельеф en creux, с углублённым контуром, но сохранённым фоном. Внутри контура рисунка мастер мог моделировать изображение. Однако на всех этапах работы он был связан целой системой правил. По меткому определению Р. Шуриновой, "египетский скульптор изображает мир не таким, каким он его видит, а таким, каким знает". Каждая фигура сочетает фрагменты изображений, данных в различном ракурсе, с разных точек зрения: торс изображается в фас или в три четверти, голова и ноги - в профиль. Этот подход к изображению, обусловленный каноническими правилами, придаёт особый характер пластике фигур в передаче движения в древнеегипетском рельефе. Очень незначительна мера варьирования поз и движений различных фигур на многофигурных композициях-фризах. Это придаёт древнеегипетсому рельефу настроение неторопливой, спокойной повествовательности. Кроме того, такая композиция особенно естественно связывалась с плоскостью стены, подчёркивая её строгую и гладкую поверхность. Шедевром свободы и эмоциональности в рельефных изображениях эпохи является знаменитая композиция "Плакальщики" из гробницы в Мемфисе. Утончённый лиризм отличает рельеф амарнского периода. В дальнейшем древнеегипетский рельеф испытывает воздействие усиливающихся тенденций декоративности ( рельефы эпохи Тутанхамона ), академизма ( изображения Сети I ). Возвращение к строгим требованиям канона после краткого времени стилистического обновления в амарнский период потребовало от мастеров величайшего чувства меры и сбалансированности между древними и новыми приёмами. Поздний период отмечен множеством выдающихся произведений. Но тем не менее в искусстве древнеегипетского рельефа достижения времён Амарны превзойдены не были. В художественной истории Египта нередко повествовательное изображение то приближалось к декоративному узору, то обретало черты композиционной свободы и динамики. Древнеегипетский рельеф значительно менялся в зависимости от эволюции архитектуры и скульптуры. Ранние образцы его отличает большая жёсткость и угловатость контуров, неравномерность проработки всей плоскости рисунка. Искусство Среднего царства стремится к большей лёгкости и естественности пропорций, именно в эту эпоху древнеегипетский барельеф становится несколько менее статичным, чем в культуре Древнего царства. Время расцвета древнеегипетского рельефа - эпоха Нового царства. В этот период меняется эстетический идеал в искусстве Египта: на смену тяжеловестной, бесстрастной статичности приходят лирические жанры во всех видах искусства, на первый план выдвигаются критерии изысканности, изящества и большей свободы выразительности. Обычными становятся изображения фигур в различных поворотах, передача пространственных планов.
Фреска - вид монументально - декоративного искусства изготавливается по тем же этапам, т.е. форэскиз – эскиз – картон - исполнение. Роспись исполняется непосредственно на стене, но может быть написана на холсте, а затем клеется на стену. Могут расписываться не только на стены, но и потолок (т.е. плафон). Барельеф - основой для этого вида изобразительного искусства может служить гипсокартон или по желанию заказчика другой материал, в том числе может быть и исполнение непосредственно на стене. Толщина слоя зависит от высоты рельефа. Работа над рельефом, проводится поэтапно, начиная с форэскиза и эскиза, утвержденного с заказчиком и по тематике и по другим творческим моментам. После успешного утверждения эскиза рисунок с картона переносится на подготовленную поверхность и прорезается. Полученный объемный рисунок доводится до необходимой фактуры и цвета |